Арафа, или Законы социальной психологии

Во время обучения в институте мне особенно запомнились занятия по социальной психологии. Этот раздел психологии рассказывал не о поведении конкретного человека, а о закономерностях поведения группы, например, болельщиков одного футбольного клуба, людей одной национальности, представителей одной расы… Члены таких групп воспринимают себя, как «мы», а других – «они».

Многие законы социальной психологии мы так часто видим в обществе, что воспринимаем их, как народную мудрость. Например, в каждой группе есть «последняя обезьяна», и если этот самый малоценный член уйдет из группы, то один из членов группы станет новой «последней обезьяной». Вспомните школьные годы, и Вы без труда вспомните «последнюю обезьяну».

Другой пример:  при внешней угрозе общество объединяется, а при благоприятных внешних условиях  члены общества дистанцируются друг от друга. Этот закон работает в ситуации войны и мирной жизни, но не только…

Понятия «мы» и «они» часто встречаются и в отношениях между разными народами, особенно в отношениях с мигрантами. Мы живем на нашей территории, это наше государство, у нас свои законы, мы правильно одеваемся, едим, говорим… Они – приезжие, они воспитаны по-другому, они не знают наших законов и праздников, они шумные/наглые/черные/белые/т.д. Они – не такие!

Детские клубы, работающие с детьми из семей мигрантов, постоянно сталкиваются с этим законом социальной психологии. И закон этот теряет силу только при установлении личных отношений. «Они» через небольшое время становятся не узбеками, таджиками,  киргизами, а Шухратом, Лейлой, Фатимой, обычными детьми. Но чтобы стать успешными в нашем обществе, мигранты должны понять его законы и правила, познакомиться с культурой и языком. В этом мы видим свою задачу.

Истории детей часто очень яркие, запоминающиеся. Хочу познакомить Вас с Арафой. Девочке 13 лет, недавно с семьей она приехала из Таджикистана. Семья большая, многодетная: папа, мама и шестеро детей. Папа продает овощи на рынке, мама не работает, ухаживает за ребенком-инвалидом. Родители считают, что Арафа уже взрослая, ходить в школу ей не нужно, на ней держится все домашнее хозяйство. Арафа воспитана в среднеазиатских традициях, она носит национальную закрытую одежду. В детский клуб девочку отпускают только с младшими сестрами, в качестве няньки.

— Зачем ей учиться, какие игры в клубе? Мы ее уже к замужеству готовим! – удивляется мама девочки.

Арафа замуж пока не хочет, в клубе она активно учит русский язык:

— В России мне нравится, холодно, конечно, но мы живем лучше, чем в Таджикистане. Здесь люди другие, иногда обижают меня, что я плохо пониманию язык, но больше хороших…

Первое время Арафа в клубе почти не разговаривала, и не только потому, что плохо знала язык. Ей нужно было время, чтобы пережить переезд, все последние перемены и привыкнуть к нам.

— Сейчас у нас с девочкой сложились доверительные отношения, — говорит педагог клуба. – Она взрослеет, появляется множество вопросов от личной гигиены до смысла жизни. Мы не смеемся, не шикаем, мы все объясняем спокойно.  Мы учим ее, что нужно уметь отстаивать собственное мнение, уж сильно  она у нас покладистая)) Папа к нам не ходит, не мужское это дело… Но мы стараемся достучаться до мамы, Арафа должна учиться!

Надеемся, что 1 сентября в одном из классов появится новая ученица Арафа. Пусть рядом с ней будет больше хороших людей, тех, которые готовы через общение преодолеть законы социальной психологии!

Хочу помочь
Банковской картой

Списания с вашей банковской карты будут производиться ежемесячно. Вы можете отменить подписку в любой момент.

Изменить

Перевести

По реквизитам
Всего собрано 1 001 771 461 P